Персональный сайт воспитателя Тимофеевой Екатерины Александровны
"Нам по плечу любое дело!
И мы на клочке бумаги белой
Вам в красках мир изобразим!"
"МБДОУ детский сад №56 "Улыбка" Ростовская область, г.Белая Калитва, ул.Энтузиастов 2

Задача современного педагога состоит не только в том,  чтобы помочь ребенку сделать уверенный шаг в искусство, но и в том, чтобы научить переносить лучшие его традиции в собственную деятельность. Такими традициями становятся основные выразительные средства: цвет, форма, композиция, художественная техника.

Однако, в силу сложности восприятия их дошкольниками с ОВЗ, необходимо найти связующий и переходный механизм, который  выступает неким мостом между профессиональным искусством и детским художественным творчеством и является средством развития  творческого потенциала каждого ребенка.

Именно поэтому мною было разработано учебное  пособие  в виде выставочного стенда, на котором расположены не только работы моих воспитанников, но и портреты художников, представителей разных жанров (натюрморт, пейзаж, портрет и т.д.) и репродукции их картин. Для более легкого запоминания (Для организации игр, достижения определенных образовательных задач и оценки индивидуального развития дошкольника,) я расположила портреты художников и их шедевры в рамках одинакового цвета.   Таким образом, создана определенная образовательная среда, позволяющая в игровой форме познакомить дошкольников с различными жанрами и их яркими представителями.

В процессе работы выставочный стенд совершенствовался, дополнялся новыми играми. На данный момент он представляет собой игровое пособие, которое дополняет сенсомоторный центр развития В.В.Воскобовича «Фиолетовый лес» и  соответствует требованием ФГОС ДО, являясь, прежде всего  доступным, мобильным, полифункциональным, вариативным и безопасным. Это игровое пособие позволяет нам решать задачи всех образовательных областей в интеграции.  

Для создания  этого пособия мне потребовалось цветные рамки, репродукции картин разных жанров, портреты художников.

Моя игра-пособие называется «вернисаж, потому что именно попав на вернисаж, мы можем более глубоко познакомиться с художественными произведениями искусства и яркими его представителями.

Игра включает 3 компонента-натюрморт, пейзаж, портрет. Все эти компоненты связывает то, что в начале происходит знакомство с профессиональным искусством, а затем выполняются работы с применением нетрадиционных видов изобразительной деятельности .

Работа по ознакомлению с жанрами и их представителями проходит в форме посещения виртуальных музеев, выставок, просмотра книг. Насколько продуктивной была работа, я могу выявить с помощью  игры «Узнай автора».

Если видишь на картине

Неприглядный старый быт,

Тяжкий труд, нужда,

Рутина, всяк раздет,

Разут, немыт,

На полотнах очень много

Беспризорных, стариков,

Нищих, сирых и убогих –

Рисовал ее ПЕРОВ

 

Если видишь на картине

Темень вод, девятый вал,

То понятно, что картину

АЙВАЗОВСКИЙ рисовал

 

Если видишь на картине

Лес, медведей или рожь,

Иль пейзаж красивый

Русский, что на чудо

Так похож

Иль стоят на той картине

Ели, сосны у воды

Знай, товарищ:

Непременно это ШИШКИНА труды.

Первый компонент– натюрморт, т.к. это самый простой для восприятия жанр. Через натюрморт мы решаем сенсорные задачи. Здесь проще ребенку определить форму, цвет, размер изображенных предметов. Игры, разработанные мною, разнообразны. Игра «Подбери схему», где необходимо определить какая из схем соответствует   предложенному натюрморту.

На начальном этапе у меня прозрачные схемы, когда ребенку путем наложения легко определить подходящую схему.

Для усложнения, я изображаю эту же схему на белом листе, где перед ребенком стоит задача определить форму, размер и расположение изображенных предметов. Ребенок вкладывает схему в  цветовую рамку соответствующую  цвету рамки натюрморта.

Далее переходим к развитию цветовых ощущений. Детям предлагаются эти же натюрморты. К ним необходимо выбрать карточки с цветовыми оттенками, которые присутствуют на картинах.

Очень важно познакомить детей с тепло холодностью цветов. Для этого есть игра «Тепло-холодно».   Ребенку необходимо  в красную и желтую (теплые рамки) разложить натюрморты теплых оттенков, а в синюю и зеленую – холодных.

Всем известно, что детям с ОВЗ трудно определить возраст по внешним признакам. . Я заметила, что детям легче определить возраст на фотографии, чем на произведениях искусства. Поэтому мной придумана следующая игра, где воспитанникам необходимо  соотнести возраст людей, изображенных на картинах, с возрастом людей на фотографиях

Так же подбираю с целью гендерного воспитания картины и фото, с изображением женщин. Игра проводится аналогично..

Т.к. у моих воспитанников имеются нарушения в эмоционально-волевой сфере, игры на определение эмоционального состояния очень важны.  Игра на эмоции проводится также с использованием цветовых рамок. Но еще существует другой вариант игры. Предлагаю Вам поиграть, как мы играем с детьми. В игровизор Воскобовича подкладываем схему с изображением лица мальчика или девочки (дети выбирают сами), подбираем глаза и дорисовываем рот, а потом выясняем, какую эмоцию мы нарисовали и почему. Эта игра имеет много вариантов.

Следующая игра на времена года. Здесь идет также работа с рамками в соответствии с характерными признаками года.

Игра на определение части суток.

Детям проще определить части суток в иллюстрациях. В качестве усложнения отобраны репродукции. Очень легко дети определяют день и ночь. А с определением вечера и утра есть сложности. Здесь необходимо уточнить, что для утра характерна дымка на дальнем плане, а для вечера закат.

Игра «Восстанови картину». В разных цветовых рамках предлагаются репродукции картин. Детям предлагаются также цветовые рамки и фрагменты картин. Задача воспитанников -определить, из какой картины фрагменты и разложить в соответствующую рамку.

Вся эта предварительная работа позволяет детям с помощью нетрадиционных видов изобразительной деятельности создать свои шедевры в различных жанрах.

На заключительном этапе освоения программы для оценки индивидуального развития детям предлагаются следующая игра.

  • Предлагаются картины разных жанров. Необходимо подобрать по одной картине ,соответствующей жанру, вставив её в рамку того же цвета.
  • В следующей игре жанр не имеет значения. Нужно расположить картины по тепло холодности.
  • Третье задание: Нужно подобрать одинаковые картины по манере исполнения.

Обычно я задаю вопрос детям: «Как вы думаете, эти все картины один художник написал или разные художники? сколько их было?».

Если дети выполняют на высоком уровне то или иное задание, то я понимаю, что я правильно создала условия для развития творческих способностей и работа была построена и проведена успешно.


 

Тимофеева Екатерина Алексанровна 2016-2018 ©

Наверх!